Мoя мaмa зaвoлнoвaлaсь. Пoслe прoсмoтрa aльбoмoв смoтрeлa тeлa в рeфрижeрaтoрax. В пoслeдниe гoды oнa рaбoтaлa тaм зaв. И мoй oтeц, кoтoрый рaбoтaл нa зaвoдe «Прoдмaш», нe имeющeм oтнoшeния к мoрю, пoзвoнил дoмoй примeрнo чaсoв в 12 и скaзaл: якoбы xoдят слуxи o тoм, чтo «Нaxимoв» зaтoнул. Я всe дeтствo, все школьные каникулы проводила на этом пароходе, знала каждый закоулочек, каждую ступеньку. Но все это были только слухи. Знала многих членов экипажа. Они вдвоем стояли на прогулочной палубе, на Зинаиде Ивановне был надет спасательный жилет, а бабушка держала жилет в руках. Еще утром 1 сентября 1986 г. Из аэропорта она позвонила и сказала, что полетит самолетом в 14 часов с минутами… Я же взяла трубку и позвонила в справочную Одесского морвокзала (его я знала наизусть, так как часто бегала встречать бабушку). Ее спасли, а бабушку нашли на пятый день…» Все пять дней мама ходила по рефрижераторам и среди трупов искала ее. Она нашла телефон отдела кадров ЧМП, и там уже ей ответили сжато и кратко: «Нахимов» затонул вблизи Новороссийска, списки погибших уточняются». В справочной мне ответили, что «Нахимов» стоит в Сочи. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда — погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза. Последними словами бабушки были: «Господи, что же это будет!» После этого вода хлынула на прогулочную палубу. Позвонила она только ночью и сказала: «Среди живых нет, среди мертвых нет». Конечно же, была надежда, что бабушка именно среди этих людей. Конечно, там были альбомы, можно было опознать и по фотографиям, но она боялась пропустить. камерой хранения. Мама приехала домой вся седая и постаревшая лет на 15! В Одессе после согласования с санэпидемстанцией нам разрешили его вскрыть возле дома (на кладбище уже было нельзя). никакой информации о трагедии не было, но слухи по Одессе расползлись очень быстро. Виктор ТКАЧЕНКО, руководивший командой «Петра Васева», после освобождения долгое время скрывался от родственников жертв катастрофы. Затем сменил фамилию на Тальор и эмигрировал в Израиль.
Любопытно, но корабли вновь «встречались» в 2003 году. Именно здесь на глубине 47 метров до сих пор лежит «Адмирал Нахимов». Сухогруз, протаранивший «Нахимова», после аварии отремонтировали, и он вновь вышел в море. В ТЕМУ Был переименован в «Подольск», потом ходил под флагом Мальты и Камбожди, назывался Myroessa и Orbit. Тогда сухогруз при заходе в Новороссийскую бухту сбавил ход у мыса Дооб. В 2012 году он был списан и порезан на металлолом в Бангладеш.
Виновных нашли быстро. КСТАТИ Сейчас эксперты вспоминают — как такового следствия никто не проводил, опросили свидетелей, сделали заключение экспертной комиссии и на этом закончили. На этом чистки не закончились. Вскоре после катастрофы был отправлен в отставку министр морского флота СССР, уволен начальник Черноморского морского пароходства, исключены из партии, уволены или получили взыскания другие видные чиновники пароходства и партийные руководители Одессы и области. Было даже постановление ЦК КПСС — найти и строго наказать виновных. Тогда особенно не церемонились и взяли под стражу двух капитанов: «Адмирала Нахимова» — Вадима Маркова и «Петра Васева» — Виктора Ткаченко.
«Петра Васева» порезали на металлолом совсем недавно
Не стал исключением и нынешний год. На палубе огромного судна звучит музыка, в киносалоне готовятся к показу нового фильма, люди танцуют и веселятся — впереди несколько дней морского путешествия. К тому же «Васев» имел выпуклую часть носа, так называемый бульб, позволяющий экономить на рейде топливо. Ситуацию усугубил тот факт, что трюм сухогруза был полон — судно везло 28 тысяч тонн ячменя. Именно он, как консервный нож, вспорол борт круизного лайнера. …Летняя теплая ночь. По традиции накануне годовщины трагедии от морского вокзала отчалил катер, на воду спустили памятные венки — никто из 423 погибших не забыт.
«Из 423 утонувших 216 — «наши»
Судьба капитанов
Умер он 31 мая 2007 года после долгой болезни. Оказавшись на свободе, он не дал ни одного интервью и ни разу публично не комментировал случившееся в 1986 году. Вадим МАРКОВ, командовавший на «Нахимове», был освобожден по амнистии в 1992 году. Вел уединенный образ жизни, практически не показываясь на людях. Вернулся в Одессу и еще долгие годы работал капитаном-наставником по технике безопасности на пассажирских судах в Черноморском пароходстве.
— Это казалось невероятным: махина размером с футбольное поле пошла на дно, как какой-то захудалый катерок! Нам с мужем повезло, мы смогли спастись, а подруга с семьей утонула. — Путешествие совпало с Днем шахтера, и традиционно многих передовиков угольных предприятий премировали этой поездкой. — вспоминал в разговоре с «КП» в Украине» бывший электромеханик лайнера Борис Морозов. Сроки получили оба капитана Тем, кому посчастливилось выбраться из тонущего судна, еще предстояло побороться за жизнь в воде. — Так вышло, что делегация из Донецкой области была на корабле самой многочисленной, если сравнивать со всеми другими областями СССР. 30 лет уже прошло, а картинка паники до сих пор стоит перед глазами, забыть не могу. Крепкие, сильные мужики кулаками и обломками стульев пробивали себе путь к спасению, не жалея ни женщин, ни детей. То, что в эти страшные минуты творилось на палубе, невозможно забыть и тем более простить. Погиб каждый третий, а каждая вторая жертва была из Украины.