Пeрeдaчa систeмы Минфину снялa бы эти вoпрoсы, пoскoльку, в oтличиe oт ГФС, Минфин нe имeeт кoнфликтa интeрeсoв и нe зaинтeрeсoвaн в тoм, чтoбы вмeшивaться в систeму. Рaзвe мoжeт ГФС, oтвeчaющaя зa нaпoлнeниe бюджeтa, сeбe нe пoдыгрaть? В чaстнoсти, плaтeльщик дoлжeн чeрeз элeктрoнный дoгoвoр укaзaть, кaким oбрaзoм oн в дaльнeйшeм будeт сoтрудничaть с нaлoгoвым oргaнoм, выбрaть элeктрoнный aдрeс, являющийся oснoвным для нaлoгoплaтeльщикa. Этoт мexaнизм измeнили. У нaс вступaeт в силу, в пoлнoй мeрe и с ширoкими функциoнaльными вoзмoжнoстями, элeктрoнный кaбинeт плaтeльщикa. Кaк тoчнo узнaть, сooбщили ли плaтeльщику зa пять или дeсять днeй o прoвeдeнии прoвeрки? Всe xoтят улучшeний, крoмe бизнeсa, кoтoрый xoчeт прoстo спoкoйнo рaбoтaть.— Сoглaшусь с вaми. И нaм нaдo пoдрoбнo oбъяснить эти измeнeния бизнeсу, чтoбы нe прoвoцирoвaть oчeрeдныx нeдoрaзумeний мeжду чaстным сeктoрoм и гoсудaрствoм. Тeм бoлee чтo в этoм вoпрoсe oпять жe прoслeживaeтся юридичeский уклoн, кoгдa фaктичeски любoe дeйствиe нaдo упрeдить решением суда. Должна признать, что мораторий на изменения в НКУ хотя бы на несколько лет — это хорошая идея. И мы все должны это понимать.— Это как-то не очень либерально звучит…— Избавиться от контролирующей функции не может себе позволить ни одна страна. В действительности они не являются более профессиональными. Более того, налоговая нагрузка на компании после того, как они перешли обслуживаться в офис крупных плательщиков, снизилась в разы. Ни одна проверка не будет допущена, поскольку общее определение требует доказательства ее законности. Насколько оно целесообразно?— Противостояния нет. В остальных случаях никто даже не приходит за разблокированием. То есть это 40–80 млрд (!) налоговых накладных, которые были бы заблокированы только в столице и по которым в части случаев специалистам главного управления ГФС в г. Это делается специальными законами. Должен ли контролирующий орган доказать законность основания еще до проверки, чтобы уже потом приходить с законным основанием, поскольку ее законность доказана судом? Тогда представители крупного бизнеса нечасто были нашими гостями, поскольку их в меньшей степени касались те проблемы, над которыми мы работали, даже снижение ставок. Поскольку многие говорят об искусственном затягивании рассмотрения. Если бы с другой стороны не было значительного количества махинаций и возможностей для оптимизации, то такой необходимости не было бы.— Поскольку мы коснулись вопроса махинаций, то давайте поговорим о порядке регистрации налоговых накладных. Районные инспекции будут выполнять исключительно сервисные функции. Сложность реформ прежде всего в том, что их мало кто понимает, а еще меньше тех, кто может донести суть реформ до широких масс.Сверхважная задача для нас — начать воспитывать налоговую культуру. Что прежде всего говорит об ослаблении контроля со стороны фискальной службы. Существует мнение, что увеличение этих критериев позволит более или менее крупным предприятиям не идти в офис крупных плательщиков, а обслуживаться у районных инспекторов, более "лояльных", с которыми всегда можно "договориться".— Что, собственно, означает изменение критериев? Отменить НДС невозможно хотя бы с учетом требований международной торговли и нашего курса на интеграцию с ЕС, где везде работает НДС. Мотивы авторов понятны — сложность администрирования, значительное число злоупотреблений, поэтому давайте все упростим до налога с продаж, потому что НДС мы не умеем ни контролировать, ни считать. К сожалению. Только в г. Буквально на прошлой неделе была представлена очередная "либеральная" налоговая реформа, на этот раз уже от Ассоциации налогоплательщиков. Вы как автор очень смелой налоговой реформы одобряете такие идеи?— Это невозможно. Киеве за 2016 г. В частности и из-за значительного количества законопроектов, которые постоянно регистрируются в парламенте, и практически каждый из них хочет что-либо изменить в налоговом законодательстве, конечно, к лучшему, но большинство этих изменений в результате наносят только вред. Вопрос проверок — это вопрос как раз баланса. Это, простите, как из ХХІ столетия в каменный век вернуться и надеяться на лучшую жизнь.— Как вы вообще относитесь к систематическим изменениям налогового законодательства? Я сейчас вспоминаю нашу дискуссию, когда мы решали, оставлять эту норму или отклонить. Киеве надо было бы бежать в суд, чтобы дальше держать их заблокированными. И хотя уже было много обсуждений, а мы все равно дискутировали целую неделю, правильно ли то, что мы делаем. Более того, выдвигать предложение по его отмене нельзя без проведения расчетов, какие же поступления ожидаются от налогов, которые должны служить компенсаторами. Так что мы защищаем: интересы бюджета или бизнеса?— Да, в норме было новое основание для недопущения проведения выездной или фактической проверки. ZN.UA адресовало эти и другие вопросы председателю комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Нине Южаниной.Журналисты попытались выяснить, с какой целью профильный комитет переиначивает правительственные проекты, затягивается ли их рассмотрение и есть ли хоть какие-то шансы, что в результате всего этого жизнь украинского бизнеса действительно улучшится.— Нина Петровна, хотели хотя бы раз провести налоговую реформу своевременно, и снова не получилось. Получил ли он запрос на предоставление документов для камеральной проверки? Возможно, есть в этом и объективные причины, но получается так, что платежей стало меньше, а государство в этом не заинтересовано.— Безусловно, одна из ключевых проблем — кому же будут принадлежать базы ГФС?— Когда внедряли систему электронного администрирования, мы уже понимали, что СЭА следует забирать у налоговой. Какая же тогда цель?Вы знаете, что до сих пор ненахождение плательщика по юридическому адресу воспринимается работниками фискальной службы как факт, что такого плательщика не существует вообще, и это является основанием для расторжения договора? Более того, недостаточно просто принять законопроект, потому что норма может так и остаться нереализованной в жизни. Тем более что в Украине поколения выросли на злоупотреблениях с НДС. Со всеми представителями Министерства финансов я работаю с полной отдачей, поскольку все эти люди умные, у них за плечами определенный опыт работы.— Но, несмотря на такую синергию, недовольных результатом немало…— Поймите, мы не сможем Налоговым кодексом решить проблемы остального законодательства. И это очень важно, поскольку вместо улучшения мы рискуем создать массу новых проблем для плательщиков. Тогда сотрудничества как такового не было вообще. .© Слово і ДілоСледующая неделя будет очень важной для украинского бизнеса, ведь парламент должен успеть принять разработанные Министерством финансов так называемые антикоррупционные налоговые законопроекты (№5132, 5368 и 5369).Проекты, которые без преувеличения могут качественно улучшить работу бизнеса в Украине. В первый вариант текста правительственного законопроекта был вписан следующий механизм — подозрительная, в соответствии с критериями, налоговая накладная временно, на пять дней, блокируется. У меня как у обычного человека, а не юриста возникает вопрос: кто скажет мне, есть законные основания у ГФС или нет? Изменяется огромное количество функций. Была норма, которую отбросил комитет, о недопущении проверки на предприятии без надлежащих оснований. Год мы это обсуждали на всех уровнях, доказывая, что не только ручное вмешательство осталось, но и новые формы манипуляций и новые схемы возникли уже после запуска СЭА. Хорошо было бы, но ведь не при нынешних объемах регистрации НН. После консультаций с ІТ-специалистами мы поняли, что проблема — в методологическом обеспечении этой системы, собственно в том, какое техническое задание ты даешь программистам и как хочешь, чтобы система работала. Мы должны объяснять общественности необходимость принятия этого документа. И нынешняя практика их блокирования (проводился соответствующий эксперимент) показала, что заблокированные НН составляют 10–20% от общего количества накладных. Но возник вопрос, что собственно означает "забрать базы"? Никто не против, все соглашаются, но как на практике все это реализовать?По опыту работы в комитете знаю, что некоторые законопроекты надо менять на 80%, чтобы заложенная в них идея могла сработать. Конечно, это не от хорошей жизни. Потому что дискредитировать можно что угодно, стоит только недоговорить людям правду до конца. Но то, что правила контроля должны быть жесткими, — это однозначно. Поэтому я была инициатором того, чтобы с этим законопроектом, учитывая его значительный объем, поработали технические работники и Министерства финансов, и Государственной фискальной службы, и секретариата комитета. Поэтому большинство изменений, которые мы отклонили, касались юридических аспектов, а не налоговых. Здесь должен быть сбалансированный подход, чтобы улучшить, не навредив и не создав новые возможности для схем.— Вы говорите о сбалансированном подходе. В чем причина того, что над документами так долго работали в комитете? Но готовился проект сугубо идеологически. Тысячу раз я уже убеждалась в том, что без желания и общей совместной работы ничего не будет.— Это ярко продемонстрировали в конце прошлого года…— Да. В ином случае мы никогда не выберемся из этой пропасти. Итак, законопроект №3357 был передан Министерству финансов в части изменений ко всем статьям Налогового кодекса, касающимся администрирования. Объясните, пожалуйста, почему и за какой вариант в конце концов будут голосовать депутаты на будущей неделе?— Моя основная позиция заключается в возможности реализации той или иной нормы на практике. На протяжении определенного срока ГФС может обратиться в суд для продления срока блокирования, если предприятие не смогло подтвердить реальность проведенной операции.Люди, создавшие эту норму, даже не представляли себе то количество налоговых накладных, которые могут быть заблокированы. — Ред.) по своей значимости, наверное, самый весомый за все время существования Налогового кодекса. Сейчас пришли к решению, что все функции по наполнению и пользованию базами данных остаются в ГФС. Это абсурд.Так можно было бы сделать, если бы у нас была другая налоговая культура. Для фискальной службы электронный договор служит единственным механизмом идентификации плательщика. К сожалению, мы пока не стремимся к такому качеству работы. Этот НДС просто остается в формуле, но он никому не нужен. И поддержали его на Кабмине таким же образом. Этот законопроект (№5368. мы должны были бы практически вдвое увеличить нагрузку на сотрудников, работающих там. Поэтому еще на этапе обсуждения в комитете они плавно отошли от участия в рабочих группах, и так случилось, что их инициативы не были учтены в законопроекте №3357.Когда в Минфине начала работать новообразованная рабочая группа, она как раз позволила высказаться представителям крупных предприятий. Кому выгодно, чтобы этот законопроект не приняли, или изменили коренным образом, или приняли только частично? И я подчеркиваю, что он кардинально отличается от рабочего процесса в прошлом году. Потому что в государстве все время будет существовать "серая" экономика, "серый" бизнес, который не платит налогов. Наконец осталась одна пленарная неделя, поэтому существуют опасения, что законопроекты №5368 и 5369 не будут приняты до конца года. Следовательно, было принято однозначное решение, что договор должен оставаться.— К сожалению, сейчас есть случаи злоупотреблений, в частности фискальная служба в одностороннем порядке расторгает эти договоры с плательщиками. Для того чтобы привести документ в соответствие, над ним должны были поработать три технические группы, которые на самом деле встретились и начали работу уже после того, как правительство одобрило законопроект.В ходе работы, когда начали рассматривать определенные процедуры, пришли к выводу, что некоторые из них вообще нельзя реализовать так, как написано. В цивилизованных странах налоговые изменения рассматриваются годами, обязательно проходят несколько чтений, чтобы каждый законодатель в зале понял, что рассматривается, для чего это будут принимать, какая от этого польза. И, кстати, на действия столичной налоговой подали всего четыре иска: только одна из этих компаний действительно выясняет правду, а еще три — фиктивные предприятия, нанявшие юристов, чтобы через суды забрать свои фиктивные налоговые кредиты. Предположим, это делается для того, чтобы не принять отчетность. Это же абсолютно обтекаемая, общая формулировка! Но у нас едва ли не каждая компания имеет механизмы оптимизации. Или же для этого надо устранить ряд технических преград, при этом не потеряв сути, заложенной экспертами рабочей группы в законопроект.Конечно, до обсуждения в Национальном совете реформ из текста некоторые предложения по этой причине выпали. Реально ли существует такое противостояние? Вопрос: мы что, уже настолько себя недооцениваем? Не из-за того, что с налоговиками на местах можно легко договориться, а потому, что у них достойный уровень компетентности и авторитет.Если оставить критерии отбора без изменений, то в офисе крупных налогоплательщиков количество клиентов с 2,5 тыс. — Ред.).Посоветовавшись с авторским коллективом, мы решили все свои наработки предложить как основу правительственного законопроекта, потому что в прошлом году абсолютно четко поняли, что только инициативы депутатского корпуса недостаточно. Сама система — замечательная, она действительно позволяет остановить значительное количество злоупотреблений, но она пугала и добросовестных плательщиков, поскольку существовала возможность вмешательства ГФС в систему. зарегистрировано 400 млрд налоговых накладных (НН). Любое государство должно контролировать уплату налогов. Они добавили свои пожелания в тот проект документа, над которым уже работали в Министерстве финансов.— То есть достигли определенного баланса интересов?— Да. Ситуация недопустимая. Наши районные налоговые инспекции будут иметь исключительно сервисные функции, контролирующие полномочия передаются на уровни областей и государства. Наш законопроект содержит немало изменений о перераспределении функций как между контролирующим органом и Министерством финансов, так и в самой структуре контролирующего органа. Сейчас есть. Это своеобразная форма давления со стороны фискалов…— Эта практика абсолютно лишена логики. По моему мнению, с юридической точки зрения эта норма выписана не очень корректно. (на сегодняшний день) вырастет почти до 5 тыс. Это была лично моя инициатива — реформировать администрирование, и я смогла убедить министра финансов Александра Данилюка, что мы в состоянии сделать это сейчас. Соответственно, сервисные районные налоговые уже не будут говорить с бизнесом на другом языке, нежели партнерском, и успех таких отношений зависит от совместных усилий. Она как минимум манипулятивная.— То есть бизнес, по вашему мнению, обязательно воспользуется этой возможностью?— Конечно! Это недопустимо. Потому что предпринимателю надо дать прежде всего покой. Откровенно скажу, я в целом убеждена, что плательщиков следует группировать по отраслям экономики, поскольку это в конце концов принесет лучшие результаты.Когда я интересовалась, как изменилась собственно работа офиса крупных плательщиков, то выяснилось, что значительная часть компаний просто "потерялись", стали незаметными для налоговиков, поскольку ресурсов на всех не хватает. Мы должны устанавливать правила. Это огромный шаг вперед. Работники в областях лучше знают локальную экономику, понимают присущие каждому региону виды бизнеса, владеют определенным опытом работы с предприятиями тех отраслей, которые превалируют в регионе. Это преимущественно будут импортеры, вся работа которых ограничивается уплатой таможенных платежей. Да, более прозрачные, однозначные в толковании, которые делали бы невозможными злоупотребления. Как вы считаете, готовы они все это вместе отдать?Со временем идея передать СЭА Минфину переросла во мнение, что все базы следует передать Минфину. (Было предложение отменить эту норму, поскольку речь идет о публично-правовых отношениях с фискальной службой, не требующих заключения специальных договоров. А еще, если бы у нас была немного другая судебная система. Действительно, предприниматели устали. Взаимодействие через электронный кабинет означает, что в дальнейшем бумажной работы с этим плательщиком уже не будет, следовательно, если налоговая сообщила о чем-то, значит, плательщику пришло сообщение "по умолчанию". И это не было решение сугубо комитета, это наше совместное решение.— Несмотря на это, сейчас снова раздувают конфликт между налоговым комитетом и Минфином. Поэтому должен быть способ это урегулировать.