К бaрxaтнoму сeзoну гeнсeк пeрeбирaлся нa свoю прaвитeльствeнную дaчу в Крыму, гдe прoвoдил зaстoльнo-рaбoчиe встрeчи. К нeму тo и дeлo лeтaли в гoсти рaзныe высoкиe чины. Диспeтчeры пoлучили срoк пo мaксимуму Пoдрoбнoсти гибeли «Пaxтaкoрa» дo сиx пoр скрывaeт гриф «Сeкрeтнo». В тo злoпoлучнoe утрo в рaйoнe, гдe стoлкнулись ТУ, был прaвитeльствeнный Ил-62 с члeнoм ЦК КПСС нa борту. Летали, естественно, самолетами, для которых была открыта «правительственная высота». В свидетельстве о смерти, по словам вдовы, было указано «происшествие вне производства», а ведь ребята летели на календарную игру. Эта обидная формулировка не была исправлена даже спустя 30 лет после катастрофы. Среди озвученных версий на протяжении нескольких десятилетий звучало и то, что самолет якобы сбила ракета, и то, что виноват чуть ли не сам Брежнев.
Именно он и поднялся повыше, «Ту» же стремительно приближались друг к другу. Тогда во всем обвинили диспетчеров — Владимира Сумского и Николая Жуковского, координировавших движение авиалайнеров. Ему сказали занимать девятитысячную высоту, но, добирая метры, на фатальную отметку в 8400 он вышел как раз над Днепродзержинском, не успев пересечь ее до столкновения. Экипаж пребывал в некой эйфории от того, что везет футбольных звезд… И этого добра было куплено немало. Обоих диспетчеров через девять месяцев приговорили к 15 годам лишения свободы. — Основная причина — это то, что закрыли верхние эшелоны для всех самолетов, поскольку должен был лететь правительственный экипаж из Крыма в Москву, — рассказал «КП» в Украине» летчик с 40-летним стажем, бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда Константин Проскура. Получилось, что Ту-134, летевший на Минск и находившийся на той же высоте, ударил крылом второй самолет по хвосту. Взяв флаг-штурмана, они отправились вместе под Днепродзержинск. Однако по какому-то трагическому стечению обстоятельств сообщение, предназначавшееся для одного из пассажирских самолетов, перехватил радиоприемник правительственного «Ила», летевшего в том же секторе на большей высоте. Жуковский не увидел, что оба Ту-134 летят наперерез друг другу практически на одной высоте. Тот самолет, что летел из Воронежа в Кишинев, постоянно просил: «Дайте мне десять тысяч, дайте мне повыше», ему же отвечали: «Нет, только на 8400». В минуты падения летчики говорили: «Виновата трасса», то есть все совпало так, что уйти на другую высоту было невозможно. — говорит Константин Федорович. «Проходя» Днепропетровск, он сообщил диспетчерам, что занял высоту 8400 метров, на самом деле из-за своей загруженности вертикальную скорость он набирал медленно и был на высоте 8100. Заметивший опасность столкновения буквально за пару минут до того, как оно должно было произойти, Сумской незамедлительно передал приказ одному из бортов набрать высоту. — Когда приехали на место, увидели просто усеянное обломками поле. По мнению Константина Проскуры, вина все-таки лежит на минском экипаже, и дело даже не в профессиональных особенностях, а в человеческих. В Днепропетровский аэропорт приехал начальник областной ГАИ. — Получилось, что гражданские самолеты оказались ограниченными в передвижениях по высоте. Приехавшим спасателям поставили бочку спирта, и через каждые два часа им давали выпить по сто грамм, чтобы от увиденного не «поехала крыша». — Самолет с футболистами на борту летел из Ташкента, а что такое Ташкент в августе? О падающих обломках самолета сообщил пролетавший мимо Ан-2.
Похоронили камни…
Лишь через неделю на самой последней полосе самым мелким шрифтом вышла крохотная заметка о похоронах четырнадцати игроков и трех руководителей главной футбольной команды Узбекистана. Вместе с 164 пассажирами и членами экипажей едва ли не в полном составе погибла футбольная команда «Пахтакор». Почти 38 лет назад в небе над поселком Куриловка возле Днепродзержинска столкнулись два Ту-134. В 1979 году ташкентскому клубу прочили войти в тройку призеров чемпионата СССР: там подобрался очень перспективный и сильный состав, лучший за всю историю клуба. С одной из веток я сняла прядь седых волос. — На деревьях висели какие-то обрывки. Я искала что-то, не понимая, что именно… И нашла обгоревший манжет от рубашки Идгая, — вспоминала женщина. Фото: Архив «КП» Просто «не было матча — нет и результата». На борту второго и находилась команда «Пахтакора», летевшая на матч с минским «Динамо». — Фирменная пуговица была срезана… Я набрала в сумку какие-то осколки от иллюминатора, оплавленные куски металла, землю. В номер популярного в те времена спортивного журнала «Футбол — Хоккей», вышедшего через два дня после катастрофы, без каких-либо пояснений не был внесен результат матча «Динамо» (Минск) — «Пахтакор». В этот день следовавший из Воронежа в Кишинев Ту-134 на высоте 8400 метров столкнулся со своим «побратимом» — Ту-134, который летел из Ташкента в Минск. Мы встретились с ним, он сказал, что ребята из «Пахтакора» разбились. Все останки кремировали, и в каждый гроб положили горстку пепла и кучу камней.
Причины катастрофы до сих пор засекречены
Есть в трагедии «Пахтакора» и мистический след. Получается, в сумме «8» у каждого. Работавшая на Днепропетровском аэродроме метеоролог, которая к тому же была гадалкой, сказала, что самолеты должны были столкнуться, ведь их бортовые номера в сумме дают одинаковые числа. После трех месяцев разлуки с семьей он договорился, что сначала полетит к ним в Сочи, а затем присоединится к команде уже в Минске. 65816 у Челябинск — Кишинев и 65735 — у Ташкент — Минск. Мол, не чем иным как судьбой это не назовешь.